Леонид Ананьев

Самоучитель игры на гитаре

Урок 9

Продолжительность урока 30 мин. Самостоятельная работа – каждый день.

Перед этим уроком разминка не нужна. Сам урок посвящен Вашей будущей разминке.
Сначала изучим удар rasgueado, бряцание. Это – сплошное удовольствие. 

Помните, на первом уроке мы щелчком сбрасывали с колена какого-то пакостного жука? Теперь проделаем все это на струнах. Левой рукой ставим имитацию барре. Нажали несколько раз сзади на гриф большим пальцем, прижимая струны. Недолго, секунда, две – не больше.
Поставьте правую руку, как будто собрались играть, но вместо этого выстрелите указательным пальцем вниз - вверх, чтобы загремели все струны. Сначала будут звучать только 3-4 струны, да и то с разной громкостью. Не расстраивайтесь, следите пока только за расслаблением пальца после удара. (Повторяю: этот удар неотделим от расслабления, зажать руку на этом ударе может только очень зажатый человек). Постепенно все больше струн присоединится к какофонии, удар станет более уверенным. Не болтайте кистью специально, она и так достаточно дергается. 
Теперь то же самое – средним пальцем. Затем – безымянным. Затем – большим. Вот, собственно, и все. Пока нет ритма, особенно греметь не рекомендую. Когда первые впечатления схлынут, задайте себе медленный, но очень жесткий ритм и отрабатывайте удар. До каких пор отрабатывать? Минут 10, не больше. Дело в том, что этот удар Вы все равно будете делать часто. На нем рука отдыхает. 
Внимание! Другое движение!
Теперь проделайте все то же самое, но медленно, МЕДЛЕННО, чтобы услышать каждую струну. Каждым пальцем. Конечно, будет неровно, но не гонитесь за немедленным результатом. Результаты начнут появляться через неделю – другую, не раньше. Кистью не болтать, большой палец не сгибать, остальные пальцы не разгибать до абсурда и не прогибать. Задайте счет, раз – два – три – четыре, и вгоните удар в этот счет.
Все, поздравляю. Овладели приемом расгеадо, и теперь знаете, что значит бряцать. Не забывайте ни на секунду о расслаблении руки, кисти, пальцев. Зажмете руку – все пропало. Поработайте минут 10 –15. 

Вы, наверное, сами заметили, что уменьшение нажима на барре приводит к немедленной остановке звука. Потренируйтесь в извлечении коротких звуков, они Вам очень пригодятся. Когда гитарист не управляет длительностью звука, это производит тягостное впечатление.

Оппонент: - Музыку надо играть. А в музыке есть и короткие, и длинные звуки. Поэтому надо все пьесы, этюды, упражнения и прочие рок-н-роллы играть и отрывисто, и слитно. Стаккато и легато. А также громко и тихо. Управлять надо звуком. А если не слышишь себя, записать через микрофон и прослушать. Кто не боится, конечно.


Приступаем к созданию Большой разминки. Вы будете играть ее каждый раз, когда берете в руки гитару. Когда начнете выступать с концертами, можете не играть ее перед публикой. Но дома будете играть все равно.

1. Удар апояндо. Побегали по струнам в одной позиции, чередуя пальцы. Силу наращиваете Вы, скорость приходит потом сама. Отдельно побегали по струнам безымянным и мизинцем левой руки, следя, чтобы не ложились и не прогибались (Урок 5, упр.1).
2. Удар апояндо. По каждой струне – хроматическая гамма. Громко, четко, медленно. Не забудьте про пульгар. Им играете на басах (Урок 5, упр.2).
3. Удар апояндо. Все сложные отрывки и быстрые пассажи из Ваших будущих пьес.
4. Удар апояндо. На третьей (или второй, или четвертой) струне на одной ноте в районе 8-10 лада. Громко, даже очень.
5. И в том же ритме – удары расгеадо по всем струнам. Повторяете пункты 4 и 5 несколько раз разными пальцами, увязывая ритм в единое целое. Будут аккорды – будете играть расгеадо на разных аккордах. Когда играете упражнения, старайтесь как можно больше работать мизинцем и безымянным левой руки. 
6. Рисунки из Вашей копилки ударом тирандо. Четко. Сколько рисунков сыграете, столько у Вас и будет готовых штампов. 
7. Улыбочку. 

Этим уроком кончается постановка рук. 
С этой минуты Ваши руки – это Ваше личное дело. Если в пьесе или в аккомпанементе у Вас возникнут сложности, первым делом проверьте правую, а затем левую руку. Проанализируйте работу рук, найдите слабое место и отработайте отдельно. Медленно и громко. Никогда не ускоряйте недоработанный отрывок, Вам самому потом будет противно. И исправить во много раз труднее.