Леонид Ананьев

Самоучитель игры на гитаре

Урок 19

Продолжительность урока 2 часа. Самостоятельная работа 10 часов.

Большая разминка. Готовьте правую руку. Исполнение блатных песен - далеко не вершина гитарного мастерства.

Блатные песни под гитару

Чем хороши блатные песни? Всем. Простой аккомпанемент, знакомые слова, мелодия как правило в один голос. Вступление, если есть, нетрудное. Так что начнем с них. Причем с самых легких с точки зрения гитары.

Все песни я привел к Ля минору. Хотите петь в другой тональности – к Вашим услугам таблица транспозиции. Советую активно поработать с этой таблицей, больше я ее показывать не буду. Во время исполнения длинной песни очень рекомендую переходить из одной тональности в другую. Для этого во время паузы между куплетами надо взять доминанту и тонику следующей тональности.

Пример 1. Вы играете в Ля миноре. Захотели перейти в Си минор. Смотрите в таблице доминанту Си минора. Это F#7. Берете F#7 – Hm  и играете дальше в Си миноре.

Пример 2. Играете песню в Ре миноре. Захотели перейти в Ми минор. Берете доминанту и тонику из строчки Ми минора. H7 – Em и играете в Ми миноре. Прошу отработать до полной свободы, а потом проявить инициативу и залезть тем же способом в тональность, которой нет в таблице. Сначала будет тяжело. Чтобы было легче, надо улыбаться.

Что требуется от аккомпанемента? Ритм, ритм и ритм. Левая рука встает за неделю, если ее специально не уродовать. Правая рука у Вас должна быть приличной, если нет – лучше не торопиться и не заучивать ошибки, а поработать с первыми уроками.

 Хочу напомнить: это не песенник, а самоучитель. Объем сайта маленький, и я не имею возможности приводить все тексты. Многие песни будут даны отрывками. Если место останется, потом дополню. Не удивляйтесь, что тексты или мелодия не всегда совпадают с тем, что можно услышать сейчас: как помню, так и пишу. Отнеситесь к моим вариантам как к моделям. В Интернете эти песни должны быть, хотите - наберите себе хоть десять вариантов.

Для аккомпанемента нам понадобится еще один удар. Не знаю, как его обозвать, придумайте сами. Он нужен, чтобы выделить часть аккомпанемента, сыграть его резко и ярко. Внимание!

Поставьте какой-нибудь аккорд. Войдите в медленный ритм: бас – аккорд, бас – аккорд. P – ima, p – ima.

Оттяните ногтем большого пальца басовую струну  на 1 – 2 см вверх и отпустите. Раздастся лязгающий звук, так как струна на обратном ходу стукнется о лады. Прикиньте, хватит ли у Вас денег на новые струны. Если да, оттяните следующий бас и так далее. Басы зазвучат грубо, вызывающе. Аккорды берите как обычно.

Вгоните в железный ритм. Не торопитесь. Следите за тем, чтобы правая рука после удара каждый раз принимала правильное положение. Ни в коем случае не зажимайте ее. Не советую злоупотреблять этим приемом. Хорошего понемножку.

Теперь проиграйте все свои подходящие шаблоны и воткните в их ритм несколько таких лязгаюших ударов. Конечно, так играть Вы не будете. Это нужно, чтобы прием надежно вошел в Ваш арсенал. Если во время исполнения песни Вы не уложитесь в ритм, ничего кроме брезгливой жалости в слушателях не пробудите.

Теперь таблица. Каждая строка – малый джентельменский набор. В первой строке  -  умные названия места аккорда в данной тональности. Римские цифры - это номер ступени гаммы, на которой строится данный аккорд. Не надо их бояться, поглядывайте на них - и пока все.  Например, написано Im. Первая ступень Ля минора - нота ля, тоника, на ней строится минорный аккорд. Или V - пятая ступень Ля минорной гаммы - это нота ми, на ней строится доминантсептаккорд. Даже семерку писать не надо, и так ясно. Когда подступим к цифрованному басу в джазе, у Вас уже будет задел.

Im

 Тоника 

I7

 

IVm    

Субдоминанта

V

 Доминанта 

VII7 III  II7

Am , Ля минор 

A7, Ля септ 

Dm, Ре минор

E7  Ми септ

G7, Соль септ  

C  До мажор

H7 Си септ

Dm, Ре минор

D7, Ре септ  Gm Соль минор A7  Ля септ C7  До септ F, Фа мажор E7  Ми септ
Em,  Ми минор E7, Ми септ  Am, Ля минор  H7  Си септ  D7, Ре септ  G, Соль мажор F#7,  Фа# септ
Hm, Си минор   H7, Си септ Em, Ми минор  F#7 Фа# септ A7, Ля септ  D, Ре мажор C#7   До# септ

  Вот аккорды. Пальцы подберете сами. Советую попрыгать по этим аккордам без песен, чтобы руки попривыкли. Внизу рисунка, в рамке - один из стандартных ходов, который надо отполировать во всех тональностях. Лучше сделать это заранее, чтобы не уродовать песню. Здесь больше вариантов, чем дают обычно, но на самом деле это очень мало. Все красное - не звучит.

Блатные песни. Аккорды.

Я не мог где-нибудь не наврать: в рисунках, в тексте, в звуке. Отнеситесь к этому с пониманием. 

Теперь, главное. Песню надо петь только одним способом - хорошо. Нет голоса - просто говорите под музыку. Никогда не издевайтесь над песнями.  Не спешите с публичными выступлениями, обязательно послушайте себя сначала по магнитофону. Здесь Вам очень пригодится короткий звук, мы его делали. Очень редко можно  применить  один резкий громкий удар расгеадо всеми тремя пальцами. А в остальном играйте как можно проще. Проще, чем Вы можете. Не забудьте заглянуть в "текст и аккорды". Там всякие комментарии.

     Поехали.

Чубчик

Текст, аккорды и

варианты вступления

Звук

Звук + аккомпанемент

Когда фонарики качаются ночные  Текст и аккорды Звук Звук + аккомпанемент
Я милого узнаю по походке  Текст и аккорды Звук Звук + аккомпанемент
Когда с тобой мы встретились - черемуха цвела  Текст и аккорды Звук Звук + аккомпанемент
С одесского кичмана  Текст и аккорды Звук Звук + аккомпанемент
Жил в Одессе славный паренек  Текст и аккорды Звук Звук + аккомпанемент
Я с детства был испорченный ребенок  Текст и аккорды Звук Звук + аккомпанемент
Сидели мы на крыше  Текст и аккорды Звук Звук + аккомпанемент

Предвижу негодование высококультурных посетителей моего сайта. Могу сказать им только одно: блатные песни - это  объективная  реальность. 

Оппонент: А кому не нравится лагерная тематика, то не надо делать из своей страны лагерь.