Леонид Ананьев

Самоучитель игры на гитаре

Урок 17

Продолжительность урока 3 часа; самостоятельная работа 6 часов. 

Кто нот не знал, по табам бацал.

Лет 30 назад передавали  по телевизору выступление аргентинского ансамбля "Los Brilliantes". Я запомнил этот вальс. Нот у меня нет. Наверняка в моих табах что-нибудь не так, это мой первый опыт, но уж больно хорош вальс. Для новичков, по крайней мере. Действуйте.

Теперь внимание!

Нужно играть этот вальс и обычным звуком, и коротким, стаккато. Играть стаккато на гитаре очень трудно. Вовремя прекратить звучание струны - большое искусство. Если я начну рассказывать все свои соображения на этот счет, сайт опустеет. Просто молча играйте стаккато, и все. Я специально написал  отвратительную музыкальную иллюстрацию, чтобы хоть где-нибудь у Вас прозвучало стаккато. Музыка звучит быстро, но это не повод устраивать истерические гонки. Разучите медленно и громко, отработайте медленно и громко, а потом ускоряйте. Постарайтесь заметить, как от преждевременного ускорения падает громкость и четкость. Маленький фокус: когда играете медленно, больше выделяйте сильные ноты. Тогда при ускорении они становятся якорями, которые держат ритм.

Итак, есть табы, мерзкий звук и анимашка. Привыкайте к табам.  Струны, на них цифры, лады. Вот и все. Делайте что хотите, но учитесь играть стаккато. Кстати, можете поиграть с точками. Во втором такте - барре на трех струнах.

Анимашки - это только помощь. Учите вальс по табам. Аккорды играйте ударом тирандо, а соло - апояндо. Чередуйте пальцы.

Мерзкий

звук

Анимашка

такт 1

Анимашка

такт 5

Анимашка

такт 9

Анимашка

такт 13

Анимашка

такт 17

Анимашка

такт 21

Анимашка

такт 25

Анимашка

такт 29

Играйте на здоровье, только помните следующее. Я ведь недаром все время призываю Вас играть медленно. Наиболее догадливые уже сообразили, что будут уроки (в самом конце сайта), на которых Вы будете играть быстро. Очень быстро. В том числе этот вальс. И те, кто ради сиюминутного удовольствия поскорее и похуже сыграть испортил руки, окажутся у разбитого корыта. Чтоб потом без обид. Еще раз говорю и буду говорить неустанно: следите за точностью, ритмом, звуком, свободой рук. Скорость придет не с той стороны, откуда Вы ее ждете. Я Вас предупредил.

Моцарт сказал: "Талант - это терпение". Фотографироваться для иллюстраций первых уроков я попросил не детей, которые учатся играть на гитаре, а девочку, которая умеет работать. Она гитару сроду в руки не брала и, возможно, не возьмет больше, но она надежна и сделает то, что надо. Она чемпионка России по акробатике.

А некоторые посетители моего сайта, по размерам гораздо крупнее, задумчиво бродят по страницам, прикидывая, что стоит играть, а что - нет. Вдруг произведут лишнюю работу. И от этого устанут, чего доброго. 

Раз уж Вы играете вальс, да к тому же  у Вас случайно оказалась плохонькая звуковая иллюстрация, почему бы не поиграть с ней вместе? Мы в совершенстве изучили аккорды, пора ими пользоваться. Нарисуем последовательность аккордов. Вальс - не единое целое, он состоит из музыкальных фраз. Итак, фразы есть. Но нет слов.

Может, придумать слова? Я предлагаю свой вариант, и к нему сразу припишу аккорды. А Вы придумайте свой, а то все музыка да музыка, поэзии недостаточно. Вальс аккомпанируют так: Бас - это РАЗ, потом два аккорда ДВА и ТРИ. Получается Раз - два - три, раз - два - три, и так без остановки до конца пьесы. Басы и аккорды, конечно, разные. Мыслями в скобках я заполняю паузы, когда звука нет. Аккомпанемент начинается от  "Ля" (это я Ля минор так зову для краткости), это начало такта, а все перед ним, называется затакт, неполный такт. В первой строчке табулатуры, во втором такте звучит пример того, как аккомпанировать. Именно здесь Вы вступите, тоже басом Ля. А вот аккорды у Вас будут другие.

Сей вальс написан в  Ля, (вот как, Ля), но мы с него на  Ре перейдем,

Потренькаем в Ми Семь (два, три, Семь), оттуда снова в  Ля приползем.

Сыграем мы в Ля Семь вам всем, совсем в Ля Семь вам всем, оттуда - в Ре нам

Потом, конечно, в Ля и здесь через Ми Семь дадим мы  кругаЛя, тарам - тарам - тарам.

Поэзия так себе, но бывало и похуже. Не надо так резко критиковать,  просто когда Вам предложат почитать мои стихи, скажите, что уже читали. Согласитесь, что сама идея не писать аккорды над строкой, а как бы вплести их внутрь лирического повествования, была неплоха. Запомните, я был первым. Первому труднее всех.

Хорошо, хорошо, больше не буду. Напишу аккордами без стихов, сами подбирайте. Итак, снова первая часть: каждая позиция в строке - это раз - два - три. Бас и два аккорда.

 (Затакт)

Раз - два - три

Am

Раз - два - три

Am

Раз - два - три

 Dm

Раз - два - три

  Dm

Раз - два - три

E7

Раз - два - три

E7

Раз - два - три

Am

Раз - два - три

Am

Раз - два - три

A7

Раз - два - три

A7

Раз - два - три

  Dm

Раз - два - три

  Dm

Раз - два - три

Am

Раз - два - три

E7

Раз - два - три

Am

Не грех и повторить первую часть, но без меня, я не могу на все случаи жизни делать отдельные файлы. Вторая часть:

  E7     E7     Am     Am     E7     E7    Am     Am     A7     A7    Dm     Dm     Am     E7     Am . 

Верю - справитесь. Рисунки аккордов внизу. Звук - еще ниже.

Теперь о  рисунках. Мне очень хочется, чтобы Вы пользовались не одним рисунком каждого аккорда, а несколькими. Тогда Вы начнете привыкать к многообразию гитары. Конечно, проще знать три аккорда, чем девять, но я работаю для тех, кто будет играть не только на лестнице, поближе к мусоропроводу.  Получите.  Сначала примитивный вариант. Если песня построена на трех аккордах, это вовсе не плохо: автор пользуется минимумом. А вот если гитарист больше ничего не умеет, это грустно. Для начала, конечно, пойдет. Пунктиром на рисунках обозначены места, где можно взять еще одну ноту из трезвучия этого аккорда.

 Ваша первая последовательность аккордов для аккомпанемента. Теперь разнообразим варианты. После того, как хорошо заучите верхние аккорды, добавляйте к ним нижние. Не спешите, не на пожар.

Это далеко не все варианты, только жизненно необходимые. Вот теперь-то хорошей рукой, меняя басы, подберите пяток вариантов аккомпанемента. Обратите внимание, что все басы - из трезвучия данного аккорда. 

Кстати, если вдруг действительно будете играть в две гитары, солисту брать басы уже не надо. 

Я специально написал звуковую подсказку для аккомпанемента громко, чтобы она забивала мелодию. Плохой пример учит лучше всего. Когда будете аккомпанировать, вспомните этот вальс и не забивайте солиста. Наполеон наверняка сказал бы так: - хорошему аккомпаниатору нужны три качества   - скромность, скромность и еще раз скромность. 

Скоро песни. Если в песне Вы не успеете вовремя взять нужный бас, перейти с аккорда на аккорд, Вы ее загубите. Поэтому задача: не просто играть, а играть ритмично, легко и с улыбкой.  Сделайте из всего этого конфетку. Лучше две. Вперед.

Звук.

Я  пытался соорудить какой-нибудь метроном, но додумался заглянуть в Интернет. Нашел не только метроном, но и программу, обучающую нотам на грифе и показывающую аккорды. Мне больше нравится моя обучалка, но решать Вам. Не забудьте, что нота Си у них - B. Ну, и надо переключаться из режима обучения нотам в режим построения аккордов. Некоторых своих любимых рисунков я, правда, там не нашел, зато  халя... В общем, Free.

http://www.tabguitarlessons.com/free-downloads.htm