Леонид Ананьев

Самоучитель игры на гитаре

Урок 15

Продолжительность урока 1 час, самостоятельная работа – 2 часа. Училка нот на гитаре - в 3-м упражнении 3-го урока.
Большая разминка. Звук. Ритм. Если можете, проверьте себя по магнитофону. Вам перед людьми играть.

Сегодня я выполню свое обещание. Вы раз и навсегда поймете, как строятся аккорды. Для того, чтобы усвоить этот урок, надо помнить, что в гамме семь нот (ступеней), а между ми и фа и между си и до - полутон. 

(не путайте ступени гаммы со ступеньками – полутонами, их в гамме 12)

Придумал я вот что:
Трезвучия будем изображать как грузовые автомобили. Посмотрите на машины в таблице, особенно на колеса. Расстояния между звуками трезвучия – расстояния между осями колес. Б3 – большая терция, четыре полутона, М3 – малая, три полутона.

 Кто-нибудь обязательно поинтересуется, покажет свою эрудицию: "А какое конкретно трезвучие? Фа мажор или, к примеру, Си-бемоль мажор?" Отвечаю: на какую ноту грузовик передним колесом наехал, такое и трезвучие.  Первая ступень гаммы или трезвучия называется "тоника".

Потренируемся. Едет минорный грузовик, наехал передним колесом на ре. Среднее колесо окажется на фа, заднее на ля.  Имеем ре минор, ре - фа - ля. А если бы ехал мажорный? У него среднее колесо дальше на полтона от первого, оно оказалось бы на  фа-диез, вышло бы мажорное трезвучие, ре - фа-диез - ля.  На рисунках все примеры - от ноты до. Значит грузовики стоят передним колесом на до. Посмотрите на них внимательно.  Послушайте, как они звучат. Может, это - последний  раз, когда за Вами бегают и просят понять, из чего состоят и как записываются аккорды.

Мажорное трезвучие Б3+М3

Минорное трезвучие М3+Б3

Увеличенное трезвучие Б3+Б3

Уменьшенное трезвучие М3+М3

Обозначение (для ноты до

Обозначение (для ноты до)   Cm, c, c min

Обозначение (для ноты до)    C+, C5+, C+5 , C aug

Обозначение (для ноты до)    C5-, C5b

Состав (от ноты до):  до - ми - соль

Состав (от ноты до):  до - ми-бемоль - соль 

Состав (от ноты до): до – ми – соль-диез

Состав (от ноты додо – ми-бемоль – соль-бемоль

Звук (от ноты до)

Звук (от ноты до)

Звук (от ноты до)

Звук (от ноты до)

А если какой-нибудь прогрессивный гитарист захочет сыграть не до - ми - соль, а, к примеру до - ре - соль? Или до - фа - соль? Теоретики к этому готовы. Они назовут такое сооружение так: " трезвучие с подвешенной второй ступенью" и "с подвешенной четвертой ступенью", или "с секундой" и "с квартой".

Трезвучие с секундой

Трезвучие с квартой

Обозначение (для ноты до)   Csus2

Обозначение (для ноты до)   Csus4, C4

Состав (от ноты до):  до - ре - соль

Состав (от ноты до):  до - фа - соль

Звук (от ноты до)

Звук (от ноты до)

Обратите внимание, как хитро все подстроено! Сначала по всем правилам строятся аккорды, а уже  потом в них втихаря вносят изменения. И из заводских ворот выезжает не грузовик, а урод какой-то. 

Пристегиваем к правильным грузовикам еще одну ноту, седьмую в гамме, это  пушки. Получаем септаккорды (тягачи с пушками). Пушки разные. Между большой и малой терцией всегда есть разница. Большая - больше на полтона.

Большой мажорный септаккорд: Мажорное трезвучие + Б3

Большой минорный септаккорд: Минорное трезвучие + Б3

Малый мажорный (доминантсептаккорд): Мажорное трезвучие + М3

Малый минорный септаккорд: Минорное трезвучие + М3

Обозначение (для ноты до

Cmaj7, C7+, C+7, 

Обозначение (для ноты до

Cm maj7

Обозначение (для ноты доC7 Обозначение (для ноты до

Cm7

Состав (для ноты до): 

до - ми - соль - си

Состав (для ноты до): 

до - ми-бемоль - соль - си

Состав (для ноты до): 

до - ми - соль - си-бемоль

Состав (для ноты до): до -  ми - бемоль - соль - си-бемоль

Звук (от ноты до)

Звук (от ноты до)

Звук (от ноты до)

Звук (от ноты до)

Как Вы уже понимаете, из этих правильных, честных септаккордов теперь можно путем всяких прибавок, повышений и понижений хоть самокат сделать. И делают, совести-то нет. В немузыкальной жизни это называется "доработка конструкции" или "уточнение бюджета". В результате получается как всегда.

Пристегиваем к этим же тягачам не пушки вовсе, не седьмую, а шестую ноту в гамме, у нас это мортиры, получаем трезвучия с секстой (тягачи с мортирами). Для до мажора и до минора шестая ступень в гамме - это нота ля. Да, вот еще что. Шестая ступень должна отстоять от пятой строго на два полутона (один тон), поэтому для ля-минора, например, шестая ступень фа-диез (между ми и фа - всего полутон, приходится фа взбадривать на полтона).

 

Мажорное трезвучие с секстой:

мажорное трезвучие + тон

Минорное трезвучие с секстой:

минорное трезвучие + тон

Обозначение (для ноты до):  C6 Обозначение (для ноты до): Cm6 
Состав (для ноты до): до - ми - соль - ля Состав (для ноты до): до - ми-бемоль - соль - ля
Звук (от ноты до) Звук (от ноты до)

Кстати, трезвучие с секстой – формально не аккорд, не все звуки расположены по терциям. 
Цепляем дальше. Нонаккорд – это септаккорд + девятая ступень. Некоторые спросят, откуда взялась девятая ступень, если в гамме всего семь нот? Нет ничего проще, залезли в следующую октаву. Девятую ступень, нону, обозначим в виде полевой кухни. Большая и маленькая терция, Вы понимаете. 

 
Большой нонаккорд:

доминантсептаккорд + Б3 

Малый нонаккорд

доминантсептаккорд + М3 

Минорный нонаккорд

Малый минорный септаккорд + Б3 

Обозначение (для ноты до) C9 Обозначение (для ноты до) 

C9b,   C-9,   C9-

Обозначение (для ноты до) Cm9
Состав (для ноты до) :

до - ми - соль - си-бемоль – ре

Состав (для ноты до) :

до - ми - соль - си-бемоль - ре-бемоль

 Состав (для ноты до) :

до - ми-бемоль - соль - си-бемоль – ре

Звук (от ноты до) Звук (от ноты до)  Звук (от ноты до)

Итак, одиннадцатая ступень, ундецима. Для нее может подойти полковая казна. Если кто удивится, почему она такая большая, пусть знает, что денег много не бывает, к тому же там еще и помещение для охраны. Можно ведь и поменять на маленькую при внесении  изменений, для этого достаточно понизить девятую ступень, написать что-нибудь типа 9b или -9. Кстати, Наполеон (не коньяк, а император) говорил: «Для войны нужны три вещи: деньги, деньги и деньги».  Впрочем, вернемся к нашим ундецимам.

 Мажорный ундецимаккорд

Минорный ундецимаккорд

Обозначение (для ноты до) C11,  C11/9/7 Обозначение (для ноты до) Cm11 
Состав (для ноты до)

  до - ми - соль -  си-бемоль - ре - фа

Состав (для ноты до)

до - ми-бемоль -  соль -  си-бемоль -  ре - фа

Звук (от ноты до) Звук (от ноты до)

Тринадцатую ступень можно представить себе в виде передвижной гарнизонной гауптвахты. Возможно, кто-то еще не знает, что такое гауптвахта. Это такое место. Для тех, например, кто не держит ритм. Итак, пристегиваем сзади терцдециму.

Мажорный терцдецимаккорд: 

 Минорный терцдецимаккорд

Обозначение (для ноты до) C13

Обозначение (для ноты до) Cm13

Состав (для ноты до)  

до - ми - соль -  си-бемоль -  ре -  фа - ля

Состав (для ноты до)

до - ми-бемоль - соль -  си-бемоль -  ре -  фа - ля

Звук (от ноты до)

Звук (от ноты до)

Грозная сила. Пусть кто-нибудь скажет, что он не понимает. Мы заняли нашим аккордом почти две октавы. Потом конечно, начнутся поправки, доработки, модернизации. Родная мать не узнает.

 Страшно подумать, что десять минут назад Вы не знали, как строятся аккорды. Я уверен, теперь аккорды не внушают нам ужас. 

Оппонент: А ежели бы нам еще роту автоматчиков, ужас внушали бы мы...

Пока Вы все не забыли, проведем небольшой тест на солдатскую смекалку. Обычно в подобных тестах побеждают девочки. Поэтому мальчиков прошу быть повнимательнее. Не к девочкам, к тесту. Внимание, начали.

Тест. Поступил приказ. С9b13b. Построить боевую технику.

Схема мыслительного процесса. Буква C - значит до.  Буквы m нет, значит - мажор. Последняя цифра 13, значит, терцдецимаккорд. Бемоль (или минус) понижает все на полтона. Значит, понижена девятая и тринадцатая ступени до-мажорного терцдецимаккорда. Берем мажорный терцдецимаккорд, меняем кухню на маленькую (компота не будет) и прицепляем вместо большой крохотную, но уютную гауптвахту (сейчас модно говорить "эксклюзив"). Ответ (от ноты до): до - ми - соль - си-бемоль - ре-бемоль - фа - ля-бемоль. Результат - приказ выполнен быстро, точно и в срок.

Звук выполненного приказа. Звучит тревожно, а вдруг что не так... Но в данном случае все верно. Значит, придерутся к чему-нибудь другому.

Да, вот еще один приемчик. Если надо добавить ноту, которая уже ни в какие правила не вписывается, пишут просто "add", например, Cm7add13. Минорный септаккорд с добавленной тринадцатой ступенью. А была же кухня, казна, где они? Нет ответа. Ну, в общем, Вы поняли. Все как в жизни. Время от времени находят виноватых композиторов.  Потом, правда, реабилитируют. 

Поиграем аккорды.

Пока мы пользуемся только одной схемой аккорда, скоро их будет много. Берите гитару. Будем прицеплять к тягачам пушки.
У нас было по рисунку минора и мажора, определяемых 6-й струной. Вы это помните. А я  напомню еще раз. 

Добавим три полутона к минору  -  получим малый минорный септаккорд. Добавим такую же малую терцию к мажору, получим доминантсептаккорд. Это так говорится, добавим. На самом деле (для ми- минора и ми-мажора) стали срочно искать поблизости ноту ре. Нашли ее на открытой четвертой струне, это наш первый вариант, и нашли ее на III ладу 2-й струны, получился наш второй вариант. А если бы не нашли? Или было бы неудобно брать? Тогда номер бы не прошел, так часто бывает. Посмотрите внимательно, в схеме с барре один из вариантов изменен, неудобно тянуться. 

Если добавим к минору и мажору не малую, а большую терцию (не ре, а ре-диез), получим соответственно большой минорный и большой мажорный септаккорды. 

Это не все варианты, а только простейшие, да и то учить их не надо, только для понимания. Учить будете, когда начнете их играть в песнях. Два-три раза попадется он Вам, и Вы его запомните. А в один прекрасный день подумаете: "а не взять ли в этом месте большой мажорный, чтобы звучало пошире, поразмашистей". И тут-то...   Ща, слезинку ототру, продолжим. 

Теперь добавим к минору и мажору не седьмую вовсе ступень, а шестую. Получим минор с секстой и мажор с секстой. На нашем рисунке это тягачи с мортирами. Для ми минора и ми мажора это значит, что к ним добавлена нота до-диез. Даю только простейшие варианты, иначе запутаетесь. Пока не поймете, не заучивайте. Обратите внимание, на барре для мажора с секстой не хватает пальцев, приходится чем-то жертвовать.

 

Теперь, когда мы набрали целый ворох материала, пора подумать о том, как все это использовать. Есть последовательность аккордов, которая вбирает в себя почти все, что мы прошли.  Начнем с ми минора. Играйте так, чтобы слышать меняющуюся ноту. А меняется она так: ми – ре-диез, ре, до-диез.   

Обычный ми минор, Em

Большой минорный септаккорд, Em7+  (Em maj7)

Малый минорный септаккорд, Em7

Минор с секстой, Em6

 

Теперь другой вариант той же последовательности. Возьмите на V ладу три звука именно такими пальцами. Попытайтесь дотянуться и обязательно сыграть всю последовательность. Обязательно сыграйте все, причем разными шаблонами, не пожалеете. Играйте, пока не въедете. Всеми колесами.    

Обычный Ля минор, Am

Большой минорный септаккорд, Am7+  (Am maj7)

Малый минорный септаккорд, Am7

Минор с секстой, Am6

Попробуйте погонять эту последовательность туда и обратно, начиная с первой струны.  По крайней мере три-четыре песни должны узнать. Со времен Besame mucho она очень популярна.

Оппонент: - Ну откуда, откуда им знать, что такое Besame mucho? Ночь, луна над морем, голову кружит аромат магнолий…  Бэээээсаме…

Для мажора найти такой ход с нашим скромным багажом довольно трудно. Но надо попробовать. Вот и попробуйте сами. Каждая Ваша сознательная попытка в десять раз полезнее любого урока. Надо найти тонику и понижать, понижать... Когда расплюемся с аккордами и начнем играть всякие легкие красивые мелодии, напомните мне про Besame. 
Весь следующий урок мы тоже посвятим аккордам. Не торопитесь на него.