Леонид Ананьев

Самоучитель игры на гитаре

Урок 13

Продолжительность урока 1 час.

Большая разминка. Обязательно гамму, обязательно шаблоны на разных аккордах, в том числе на барре.

Настроили гитару. Как настраивать гитару, Вы должны уже знать. Если знаете, не думайте, что знаете все. Это не так.

 

 Давайте разучим что-нибудь. Вальс Карулли. Ни одного диеза, ни одного бемоля. Всего три строчки. Живи да радуйся.

Вот, кстати, и первая строчка.  Для совсем  ленивых я сделал анимашку. Она внизу. Из графических соображений она не на сто процентов соответствует нотам. Формально. Но сначала советую по нотам. Может, у Вас хватит сообразительности. Тем более, что все дважды написано. Нотами и словами. Потом проверите себя по анимашке.

Если нервы шалят – попейте валерьянки и работайте спокойно дальше. Пути назад нет.

 

 Смотрите, какая легкота. Сначала (ничего пока не играем) на III ладу 5-й струны прижали заранее ноту до 3-м пальцем. И прижали заранее ноту до на 1-м ладу 2-й струны. Вдарили по 5-й струне. Затем два раза взяли кусок до-мажорного аккорда: первая струна открыта, ми, а вторая заранее прижата 1-м пальцем на первом ладу второй струны, до. Вот и сыгран первый такт. Второй такт: берем бас на открытой 4-й струне ре, на первой струне указательным прижата нота фа  на первом ладу, вторая струна открыта, си.  Третий такт – повторение первого. Четвертый такт – берем по очереди звуки ре (2-я струна, III лад), си (2-я струна открытая) и соль (третья открытая струна).

Что интересно, следующие два такта – тоже повторение двух первых. Седьмой такт, три ноты по очереди: соль (открытая 3-я струна), ля (на II ладу третьей струны) и си (открытая вторая). Последний такт: До на пятой (III лад) и до на второй (I лад) Строчку прошли. Светлая, жизнерадостная, а главное – очень, ОЧЕНЬ ЛЕГКАЯ музыка, специально написанная для обучения сынков парижских буржуа, лоботрясов 1830-х годов. Понятно, что здесь все играется ударом тирандо. Бас – пульгаром, 1 и 2-я струны – медио, ануляр. 2-я и 3-я – i-m.

  Звук. Вам сначала нужно играть медленнее.

Анимашка.  

Заучили первую строчку, сыграв медленно и ровно 7 раз.

Оппонент: А если не можете учиться, нечего тогда околачиваться на нашем сайте. Другим только мешаете.

Переходим ко второй части. Легкая грусть, грусть человека, который утром таскается по урокам, а вечером дает концерт в каком-нибудь кафе. А надо еще музыку сочинять…

 

Бас фа на III ладу 4-й струны. Два раза – две открытые струны, 3-я и 2-я. Бас ми на II ладу 4-й струны, два раза соль + до – 3-я открытая+2-я прижата на I ладу. Бас ре, открытая 4-я струна. Два раза си (2-я струна) + фа (1-я струна, 1 лад). Бас до и ми + до, как в первом такте первой части.  Затем – повторение первых двух тактов этой, второй части. Потом  - Ре (4-я открытая) + фа (I лад 1-й струны)., потом ре на III ладу 2-й струны, си (2-я открытая).  Последний такт – до + до, на пятой и на второй струне, как в конце первой части.   

Звук.

Анимашка.  

Не для каждой пьесы я смогу рисовать анимашки, поэтому очень внимательно поглядывайте на ноты. Здесь Вам легче, чем где бы то ни было. 

Ну вот и третья, заключительная часть. Как будто предчувствовал композитор, что мы будем изучать шаблоны. То-то бы порадовался…

 

 Бас ля (отрытая 5-я) + ля на II ладу 3-ей струны, до (I лад 2-й струны) и ми (открытая 1-я). Второй такт – повторение первого. Затем бас ми (открытая 6-я струна) + ре (3-й лад 2-й струны),  до (1 лад 2-й струны), си (открытая 2-я). Дальше ля (открытая 5-я) + до (1 лад 2-й струны), си (открытая вторая) и снова до. Следующие три такта – повторение первых. В конце бас ля (5-я открытая) и ля на II ладу 3-й струны. Победа!

  Звук.

Анимашка.  

Надеюсь, Вас можно поздравить. Тем, кто не выдержал – спасибо за компанию.

Продолжаем знакомство с простейшими аккордами.

На прошлом уроке мы познакомились с ми-минором и ми-мажором. Также научились передвигать рисунок этого аккорда по грифу, чтобы получать другие аккорды. Прежде чем двигаться дальше, исследуем возможности того, что имеем.

Итак, есть ми-минор. Известный Вам и наверняка любовно заученный. И есть такие же рисунки других миноров с барре.

Ми минор

Соль минор (барре на III ладу)

До минор (барре на VIII ладу)

Есть не менее полезный мажор и его производные с барре.

Ми мажор

Соль мажор (барре на III ладу)

До мажор (барре на VIII ладу)

 Можем сыграть не все возможные ноты, а выбрать те, которые лучше подходят для конкретной задачи. Представьте себе, Вы или кто-то другой поет песню. Он тянет ноту ми. Вы играете аккорд с тремя нотами ми. Это называется грязь.  Теперь играете тот же аккорд без ноты ми, без первой струны. Лучше. Но Вам этого мало. Вам надоел один и тот же бас ми. Тогда Вы играете аккорд и без первой, и без шестой струны. Грязи становится меньше. Певец поет ми, Вы играете Си-ми-соль-си. Приемлемо, хотя формально аккорд Ми минор должен начинаться с ноты ми.. А если аккорд длится долго, и Вам хочется поменять бас? Конечно, да! На третьем ладу шестой струны есть нота соль. Так у Вас вместо одного баса есть три. Шестая открытая, шестая на третьем ладу и пятая на втором. Уже лучше. Но первая струна тоже ми, значит на третьем ладу у нее тоже соль, и можно разнообразить аккорд еще и прижимая 1-ю струну на 3-м ладу. И все это не меняя аккорда. Если формалисты начнут придираться, надо сказать, что Вы хотели взять бас ми, но рука соскользнула.

Я  нарисовал здесь самые простые варианты одного и того же аккорда. Посмотрите и потрогайте. Если играть все эти варианты, да еще разными приемами, аккомпанемент не будет совсем уж занудным. Распространите этот метод на аккорды с барре. Обратите внимание, что последний из рисунков при исполнении с приемом барре не требует, чтобы указательный палец перекрывал все струны. Проявите находчивость.

 

 К сожалению, таких прямых решений для ми-мажора меньше, потому что там соль-диез на четвертом ладу шестой и первой струны, тянуться далеко. Если Вам легко дотягиваться, играйте. Попробуйте сами найти  приемлемые варианты мажора. Это нетрудно, но очень полезно. Если я не даю картинок, это не значит, что можно сачковать. Мне просто неудобно давать много картинок урезанных аккордов.

Теперь дело посерьезней. Мы попробуем подобрать несколько самых простых  септаккордов. Чтобы и руку не ломать, и представление получить.  Это не самые удобные аккорды для мастера, но самые простые для новичка. Теория – в разделе «Нотная грамота». Я и там постарался максимально все упростить до безобразия, считая, что новичку лучше прочитать теорию, хотя бы в виде обзора . Впрочем, дело Ваше.

 

 Два варианта добавить к ми-минору ноту ре и получить минорный септаккорд. Em 7.   Потрогайте, каков он на ощупь. Снобов прошу не фыркать, не для них стараюсь. Не всех бабушка в музыкальную школу водила, не у всех рояль в отдельном кабинете.   

Прогоните этот рисунок по всем ладам. И называйте аккорды, которые берете. Пора уже.

Накидать сюда еще десяток аккордов нетрудно, но как Вы все это переварите? Кстати, если Вы сюда только за аккордами пришли, то есть другие сайты, очень серьезные. Посмотрите в поисковых системах, наберите несколько тысяч аккордов и играйте на здоровье.

Поработайте над тем, что есть. Если у Вас хватило ума разобрать вальс Карулли, у Вас должно хватить терпения довести его до блеска.. Играйте громко, четко, словно объясняете детям, каким должен быть легкий вальс. Успехов. 

Оппонент: - Думаю, Вы хорошо запомнили, что не обязательно дергать за все струны сразу.