Леонид Ананьев

Самоучитель игры на гитаре

Урок 12

Продолжительность урока 45 мин.

Поиграли Большую разминку.

Поиграли гамму.  

Как только Вы сыграли гамму, Вы стали музыкантом. Пусть начинающим, но это уже вопрос времени. Не каждый доходит до гамм. Один из сотни, примерно. Поэтому уроки будем теперь строить иначе. Я не буду больше кудахтать как наседка, оберегая Вашу посадку и руки. На каждом уроке буду показывать новые приемы, давать пьесы и аккорды. Вам, наверное, пора присмотреться к своему инструменту. Если Ваша гитара безнадежно врет на ладах, есть смысл позаботиться о нормальной гитаре. Хорошую гитару крайне нежелательно выносить из дома, поэтому плохую не выбрасывайте. Пригодится. 

На этом уроке начнем отрабатывать барре. Вы уже несколько уроков имитировали этот прием. Прежде чем начать играть на барре по-настоящему, запомните: нельзя перенапрягать пальцы. Поэтому когда кладете указательный палец поперек струн, ни в коем случае сразу не прижимайте их мертвой хваткой. Пока палец свободно лежит на струнах, постарайтесь выровнять его, почувствовать под ним каждую струну. Затем прижимайте струны, надавливая большим (не согнутым) пальцем сзади на гриф, возьмите несколько звуков и ослабляйте прижим. Секунд пять Вам вполне хватит, чтобы взять нужные звуки. Затем снимите барре и играйте что-нибудь другое. Когда пальцы отдохнут, снова барре. Недели 2-3 играйте в таком режиме, не меньше.

А чтобы у Вас было что играть на барре, изучим Ваш первый аккорд. Вернее, первый рисунок, с помощью которого играется десяток аккордов. Но начнем мы не с левой, а с правой руки. 

Предположим, аккорд Вы знаете. Вы поставили пальцы, прижали струны и… Дальше-то что?  Есть несколько вариантов.

Поиграть арпеджио, шаблоны из Вашей копилки ударом тирандо. Большим пальцем обязательно пройти все басы.

Поиграть аккорд бряцанием, расгеадо. У Вас есть два удара: быстрый и медленный. Как можно больше играйте медленным, и в ту, и в другую сторону. Особенно пальцами медио и ануляр. Они слабенькие. Как можно реже играйте пока расгеадо пульгаром. Комбинируйте расгеадо и тирандо в одном ритме.  

Есть еще очень полезный способ играть аккорды правой рукой. Внимание! 

Пульгар медленно, МЕДЛЕННО последовательно ударяет приемом апояндо шестую, потом пятую, потом четвертую струну.  Падает с одной на другую. Затем в том же ритме эстафету подхватывает, но уже приемом тирандо, индекс – 3-я струна, медио – 2-я струна, ануляр – 1 струна. Играйте как можно медленнее и ровнее, четче, скоро таким ударом Вы будете рассыпать аккорд мелким бисером, не шевельнув при этом кистью. Если большой палец у Вас уходит внутрь кисти, он будет все время натыкаться на указательный. А ведь я Вам неоднократно указывал на эту ошибку. Теперь это – Ваши трудности. 

Итак, аккорды Ми-минор и Ми-мажор. Вот тут-то нам и пригодятся табы.

 Это – самый известный и простой из многочисленных вариантов аккорда Ми минор. Сокращенно Em. На втором ладу - средний и безымянный пальцы на четвертой и пятой струнах. Когда поставите пальцы – не давите со всей силы. Лучше проследите, чтобы пальцы не задевали другие струны. Ноты  такие: Ми – Си – Ми – Соль – Си – Ми. Если хотите послушать, пожалуйста.      

 Звук.

Проверили правую и левую руки. Поставили аккорд. Поиграли тирандо, потом расгеадо, потом тем способом, который Вы сегодня изучили, россыпью. Если плохо звучит – не беда, через несколько дней будет звучать прекрасно. Аккуратно ставьте пальцы, и все.  

Переходим к следующему аккорду.

  

   Это- ми мажор, или просто E. Звучат все струны. Получается, если начинать с шестой струны, Ми – си – ми -  соль - диез – си -  ми. Поиграйте этот аккорд всеми приемами. Следите за тем, чтобы пальцы не задевали соседние струны. Вот звук.

 Звук.

Теперь займемся внимательным разглядыванием наших аккордов. Теоретически в мажорном и минорном трезвучиях – всего три ноты, а у нас звучат шесть. Из них нота Ми звучит три раза, на шестой, четвертой и первой струнах. Не слишком ли много?

Давайте для разнообразия не будем каждый раз лупить по первой струне. Постоянно звучащая первая струна – это так заунывно! Вы скажете: -  а как же шаблоны?  А шаблоны играйте не на струнах 1-2-3, а на струнах 2-3-4. С точки зрения техники ничего сложного в этом нет, но это – первый шаг к сознательному, а не механическому исполнению. Важная веха, так сказать. Я нарисовал те же аккорды с зачеркнутой первой струной. Иногда играйте так. Иногда, повторяю.


Звук. Напоминаю, первая струна не звучит.

 

Звук. Первая струна не звучит.

 Согласитесь, у аккорда появилась другая окраска, хотя аккорд остался тем же.Теперь сами разработайте несколько вариантов игры аккордов не полностью, а только нескольких нот. Повторяю, технически это несложно, а культура исполнения другая. Вы будете играть не то, что дают, а то, что Вам нужно. А нужно иногда всего две-три ноты. Заслоните рукой две-три струны на экране Вашего монитора. Посмотрите на усеченные варианты тех же аккордов, привыкните к ним. Не торопитесь. 

Вы, наверное, думаете: -  при чем же здесь барре? А вот при чем: 

Положите указательный палец (1) поперек струн на пятом ладу, а безымянный и мизинец (3 и 4) – на седьмом. Тот же тип аккорда, только роль порожка теперь выполняет указательный палец. Получили аккорд Ля-минор, Am. Пунктир, понятное дело, это ваше барре.

 

 Положите указательный палец поперек струн на седьмом ладу, а средний и безымянный – на девятом. Тот же тип аккорда, только звуки другие. Получили аккорд Си-минор, Hm.

  

И так далее. Если бы Вы знали ноты, то сообразили бы, что какую ноту на шестой струне прижимает указательный палец приемом барре, такой будет и минорный аккорд. А если Вы не знаете, какие ноты на каком ладу шестой струны, Вам немного труднее. Не буду злорадствовать, а просто подскажу. Открытая шестая струна дает ноту Ми. Это Вы должны знать.

На первом ладу будет нота фа.  Аккорд, соответственно, Фа-минор. И так далее. Учите, а то потом запутаетесь.

Лад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Нота Фа Фа# Соль Соль# Ля Си-бемоль Си До До-диез  Ре

 Теперь возьмем на тех же ладах, на V и на VII (а лады обозначаются римскими цифрами) мажорные аккорды. Дело нехитрое. 

На пятом ладу получили Ля-мажор, A.

 

На седьмом ладу получили Си-мажор, H.

 

Понятно, что сдвигая барре и весь рисунок по грифу вверх и вниз, мы получим разные мажорные аккорды. Желательно знать, какой именно аккорд Вы взяли, поэтому почаще посматривайте на табличку.

Проделайте с этими аккордами все то, что делали с аккордами без барре. Только руку не перенапрягайте. И не торопитесь на следующий урок.